БИЗНЕС-ШКОЛА
      МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
      Программы MINI-MBA. Профессиональная сертификация.
Москва, м.Проспект Мира, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1.
8 (495) 925-88-54
Эффективный
менеджмент
Управление
персоналом
Маркетинговое
управление
Управление
финансами
Управление
операциями

Лицензия на образовательную деятельность



Международные стандарты бухучета: знания для перспективы

careerforum.ru
газета (август 2004г)

Еще в марте 1998 г. Правительство РФ утвердило программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Для исполнения программы реформирования бухучета Минфином РФ был принят ряд положений, инструкций и методических указаний, регламентирующих различные участки бухгалтерского учета. Актуальность перехода очевидна: меняются цели и задачи бухгалтерского учета. Сегодня цель учета — давать необходимую информацию для принятия решений, для планирования. Учет необходим для того, чтобы заглянуть в будущее.

На самом деле эта идея является совершенно новой для большинства стран. Например, Германия решила перейти на новую систему учета, когда ее экономика испытывала большую потребность в международных инвестициях, и инвесторов нужно было обеспечить необходимой информацией. И основная цель перехода на международные стандарты — сделать систему учета открытой и удобной для инвесторов. Снижение же рисков приведет, в свою очередь, к тому, что инвестиции будут для предприятий более доступными и менее дорогими.

Определимся с терминологией. IAS (International Accounting Standards) – международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), принятые Международным комитетом по стандартам учета и отчетности. IAS содержат общие методологические основы бухгалтерского учета и принципы (стандарты) составления финансовой отчетности. Под международной системой бухгалтерского учета (МСБУ) в данной статье понимается совокупность стандартов IAS.

GAAP (Generally Accepted Accounting Principles)– “Общепринятые принципы бухгалтерского учета”, действующие в США. В GAAP подробно описаны все механизмы бухгалтерского учета. В целом GAAP соответствует IAS. Иностранные инвесторы часто запрашивают от российских компаний бухгалтерскую отчетность в формате GAAP. Но чаще всего рассматривается соответствие РСБУ именно стандартам IAS, так как GAAP содержат специфические особенности американской национальной системы бухгалтерского учета, которые не являются предметом стандартизации IAS и, следовательно, не обязательно должны присутствовать в российской системе бухгалтерского учета (РСБУ).

Для полного понимания и анализа систем бухгалтерского учета имеет смысл не просто сравнивать отдельные инструкции, положения, законы, а учитывать всю совокупность нормативов, регулирующих данный участок учета, а это возможно лишь при системном взгляде на проблему, поэтому без специального образования в этой области не обойтись. Подобные программы обучения чаще всего относят к разделам бизнес-образования. Например, в Международной Академии Бизнеса , юридический статус которой – негосударственное образовательное учреждение, а учредители - The London International Business Academy (Лондон, Великобритания) и Благотворительный центр ЮНЕСКО ПА (Москва, Россия), есть программа «Международные стандарты бухучета».

Что же она из себя представляет? Это комплекс из двух курсов: R218 «Ведение бухгалтерского учета по международным стандартам» (3 месяца) и R219 «Финансовый анализ. Бухучет в акционерных обществах» (3 мес). Оба к урса предназначены для обучения практикующих бухгалтеров и финансовых аналитиков, аудиторов и экономистов, специалистов налоговых органов и финансовых менеджеров, желающих иметь представление о международных стандартах учета. Первый посвящен изучению основ бухгалтерского учета и ведению отчетности по принципам IAS. В результате обучения слушатели учатся строить финансовые отчеты согласно международным стандартам финансовой отчетности в различных форматах: предварительный (пробный) баланс, балансовый отчет, отчеты по торговому счету и счету прибыли и убытки. Курс является базовой частью программы и необходим для продолжения обучения на следующем курсе - R219 «Финансовый анализ. Бухучет в АО». Этот курс помогает обучить менеджеров всех уровней навыкам работы с финансовой информацией, методике финансового анализа и т.д. Он интересен прежде всего менеджерам и руководителям, стремящимся к пониманию финансовой стороны деятельности предприятия и желающим повысить эффективность управленческих решений за счет использования финансовой информации, а также бухгалтерам-практикам, желающим иметь представление о международных стандартах учета. Во время обучения на этом курсе слушатели рассматривают не только вопросы бухучета, но и финансового анализа, учатся оценивать и объяснять финансовое положение фирмы с помощью финансовых коэффициентов (например, коэффициентов прибыльности, эффективности и ликвидности).

Процесс обучения на R 219 начинается с презентации, на которой проводится вводное занятие. Студенты получают кейсы с комплектами учебных материалов, знакомятся со своей учебной группой, тьютором, планом проведения занятий и методикой обучения. Тьютор (преподаватель-консультант) является ключевым звеном учебного процесса. Он проводит очные занятия и виртуальные конференции, проверяет письменные задания и консультирует студентов. Тьюториалы используются для закрепления и корректировки самостоятельно полученных знаний и умений, выработки навыков групповой деятельности и обмена опытом с другими менеджерами.

Они проводятся раз в месяц в удобное для студентов время с применением активных методов обучения (групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, решения case study). На курсе предусмотрено 5 очных занятия (по 5-6 часов каждое). Студент может проконсультироваться у тьютора по вопросам курса как по телефону или электронной почте, так и лично, что обеспечивает постоянный контакт и позволяет оперативно решать возникающие проблемы. Роль второго «преподавателя» выполняет комплект уникальных учебных пособий. Он состоит из 5 основных учебников-«рабочих тетрадей» и трех дополнительных. В учебниках-«рабочих тетрадях» информационные материалы чередуются с вопросами и заданиями, отвечая на которые студент соотносит личный опыт с концепциями курса, анализируя свою «рабочую ситуацию», ищет пути ее улучшения, формирует собственную систему представлений об управлении компанией и контролирует степень усвоения материала. Студент получает доступ на web-сайт, где размещены дополнительные материалы по курсу «Финансовый менеджмент». В процессе обучения должны быть выполнены три письменных задания. Кроме того, можно систематизировать свои знания и развить навыки групповой работы в режиме «погружения» на Дневной школе. И, как и положено хорошему курсу, все заканчивается трехчасовым письменным экзаменом.

При успешном окончании программы « Международные стандарты бухучета» слушатель получает документы Certificate in Book-Keeping и Diploma in Accounting and Advanced Book-Keeping Международной Ассоциации Бухгалтеров, подтверждающие квалификацию и знания в соответствии с международными стандартами, а также право на членство в Международной Ассоциации Бухгалтеров. Какие же конкретные навыки получают слушатели по окончании обучения? Очевидно, что для того, чтобы финансовая информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать определенным качественным характеристикам и принципам, рассматриваемым в курсе. Для ведения бухгалтерского учета необходимо использовать различные регистрационные книги. Курс знакомит с книгами текущих хозяйственных операций: книга учета закупок, книга учета продаж, кассовая книга и другие. Одним из основных принципов, лежащих в основе международных стандартов финансовой отчетности, является принцип начисления. Для обеспечения соответствия отчетности этому принципу необходимо производить корректировки. В курсе подробно описываются различные виды корректировок. Также уделяется внимание методике исправления ошибок, возникающих в процессе составления финансовой отчетности. Заключительные главы курса посвящены учету в некоммерческих организациях и в товариществах, вводится понятие «гудвилла».

Учебный процесс построен на интенсивном обсуждении множества рабочих ситуаций во время очных практических занятий. Очные тьюториалы предоставляют возможность поделиться опытом с сокурсниками и тьюторами. В процессе обучения проводятся промежуточные тестирования перед итоговым экзаменом. Обучение завершается сдачей трехчасового письменного экзамена, который проводит Международная Ассоциация Бухгалтеров.

Иногда я слышу вопросы об актуальности той или иной программы обучения. Что ж, судите сами: 2004 год не за горами, многим российским фирмам предстоит готовить сводную финансовую отчетность на основе международных стандартов. Особенности национальной экономики обязательно обнажат все подводные камни использования международных стандартов: реальная оценка стоимости предприятий, движение теневых денег, невыплата дивидендов акционерам и другая российская специфика в условиях прозрачной и объективной отчетности крайне затруднительны.

Кроме того, практика применения международных стандартов в ряде крупных российских компаний привела во многих случаях к увеличению в их балансах стоимости основных средств. Нельзя недооценивать роль международных стандартов для консолидированной и индивидуальной финансовой отчетности предприятий, причем наиболее ценными они являются именно для консолидированной отчетности. И следует помнить, что использование международных стандартов бухучета является одной из важнейших предпосылок для получения иностранных инвестиций, но отнюдь не достаточным условием. Что же остается? Учиться.

  © 2014 Международная академия бизнеса – курсы для менеджеров и руководителей
Rambler's Top100