БИЗНЕС-ШКОЛА
      МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
      Программы MINI-MBA. Профессиональная сертификация.
Москва, м.Проспект Мира, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1.
8 (495) 925-88-54
Эффективный
менеджмент
Управление
персоналом
Маркетинговое
управление
Управление
финансами
Управление
операциями

Лицензия на образовательную деятельность



Программа мини-МВА: подготовка менеджеров нового поколения.
Больше, чем тренинг.
Быстрее , чем МВА.

Внимание поступающих или планирующих поступать на МВА , безусловно, обращено к изменениям, происходящим в области бизнес-образования. Без понимания такого процесса развития трудно быть уверенным, что затраченные средства и время, мягко говоря, «не вылетят в трубу». К сожалению, различи я в качестве программ, представленных на рынке, равно как и в качестве образовательных учреждений, настолько велики, что эксперты даже не пытаются говорить о едином образовательном пространстве. К счастью, большинство слушателей уже научились достаточно четко проводить границу между «профессиональным» образованием и обучением «ради бумажки». Да, последнее все еще возможно, но доля подобного рода «ВУЗов-синекура» стремительно сокращается: сегодняшние работодатели все чаще обращают внимание на необходимые компетенции, а не на наличие соответствующей «корочки» . Некоторые специалисты считают, что рынок бизнес-образования в России находится в точке перелома. Появляются новые требования к программам, форматы и цены. Соответственно, хотелось бы понять предельную емкость рынка, ценовые сегменты различных продуктов и требования к ним.

С приходом новых технологий основным требованием к образованию и его основной проблемой становится адекватность знаний требованиям заказчиков. Две существенные общемировые тенденции - рост экономики и головокружительный темп развития технологий - оказывают сильное влияние на бизнес-среду. Руководители предприятий отмечают, что бизнесу как воздух необходимы менеджеры, отличающиеся высоким уровнем адаптации и восприятия новых тенденций, что делает их ценными сотрудниками в долгосрочной перспективе. Увеличилась глубина взаимосвязи теории и практики, направленных на решение реальных задач бизнеса. При этом компании столкнулись с банальной проблемой: объем и фундаментальных знаний и практических навыков нельзя считать достаточным в постоянно меняющихся условиях, поэтому без качественно нового подхода не только к подготовке, но и в переподготовке и повышению квалификации менеджеров не обойтись.

Альберт Эйнштейн как-то отметил: «Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том уровне мышления, на котором мы находились в момент их возникновения». Это в полной мере относится и к бизнес-образованию. Существует заметный разрыв в уровне компетенций между менеджментом среднего звена и тoп-менеджментом крупных компаний. А руководителям необходимо, чтобы подчиненные говорили с ними «на одном языке». Тренинги не успевают закрепить базовые знания в навыки, а это значит, что нужен другой формат обучения с технологиями бизнес-образования. При этом хотелось бы в разумных пределах сберечь время, деньги и усилия. Мир становится динамичнее, тенденция к сокращению длительности программ отвечает веяниям времени. Кроме того, по мнению экспертов, стремительное развитие мелкого и среднего предпринимательства формирует особый пласт потребителей образовательных услуг, для которых актуальными будут краткосрочные и среднесрочные программы, а также очно-заочные и модульные курсы, с особенным содержанием: больше, чем тренинг, но быстрее, чем МВА .

Какие программы могут ответить на этот вызов? Обратимся к статистике. По сообщениям RBC и результатам исследования агентства DISCOVERY Research Group, завершенного в июле 2006 г , в 2005 г . объем российского рынка краткосрочного бизнес-образования составил примерно 170-200 млн.$. Ежегодно этот показатель растет на 25-30%. Но, несмотря на такой рост рынка, текущий объем потребления услуг бизнес-образования в России катастрофически мал по сравнению с Европой: 1,5 и 86 $ на человека в год соответственно. Возможно, это объясняется двумя причинами: 1) для формирования высокого уровня потребления образования в стране необходимо наличие качественного продукта, 2) необходим сформировавшийся спрос. Это возможно только при высоком уровне доходов, - именно в этот момент, как правило, наблюдается резкий рост потребления бизнес-услуг во всех странах. Эксперты считают, что это же объясняет взрывной рост рынка бизнес-образования в Москве в 2003-2004 годах. Размер же его достигнет уровня порядка 1,5 млрд. $ лишь к 2016 г . согласно оценкам DISCOVERY Research Group. Но это потребует выполнения определенных условий. По мнению компании «Качалов и Коллеги»:

1) люди и компании, наученные прошедшим рыночным развитием и кризисами, будут больше ценить профессионализм, вкладывая значительные средства в бизнес-подготовку персонала ;

2) объемы продаж компаний возрастут настолько, что станет возможным позволить большие бюджеты в структуре своих расходов на профессиональную подготовку сотрудников ;

3) новый этап развития рынка России, рост личных доходов людей до уровня $ 800+ в месяц. ;

4) провайдеры бизнес-образования смогут подготовить более качественные продукты с точки зрения программ и материалов, которые сформируют более высокие ценовые сегменты ;

5) развитие системы кредитования на долгосрочное бизнес-образование, средний показатель должен быть 30-40% слушателей (для сравнения – в Европе 60-70% слушателей получают долгосрочное образование в кредит).

И еще несколько цифр, необходимых для дальнейшего анализа ситуации. Среди потребителей тренингов эксперты выделяют, прежде всего, средний и крупный бизнес, 70-80% представителей которого обращаются к услугам тренинговых агентств. Показатель для сегмента малого бизнеса несколько ниже - 50%. Средний возраст слушателей на тренингах составляет в среднем 31 год и варьируется в пределах от 22 до 50 лет.

Стоимость предложений по долгосрочному образованию лежит в пределах $6'000-9'000 c человека за год обучения. Этот означает, что практически все долгосрочное образование в России сосредоточено в дешевом ценовом сегменте или в начале среднего. Долгосрочное образование с точки зрения формирования качественного продукта должно пройти более долгий путь развития, чем краткосрочное в корпоративном виде или в виде открытых семинаров. Но уже в 2004 году начался переход ценовых сегментов на рынке открытого краткосрочного образования: сверхдешевые программы уходят в небытие, появляются предложения класса «люкс». Понятно, что 2005- 06 г .г. отражают такие же тенденции и на рынке корпоративных семинаров. И требования, выдвигаемые к программам на современном этапе, таковы: наработанный опыт, собственные исследования, современные модели, систематизация и практические решения становятся необходимыми приложениями к теории.

Рынок созрел для появления нового продукта, обоснованно ожидаемого потребителем, - больше, чем тренинг, но быстрее , чем МВА . Это программы mini-МВА , продолжительностью от полугода до года. Срок обусловлен исключением «общих не профильных» предметов, в частности, английского языка, информационных технологий. Можно сказать, что остаются только «предметы первой необходимости», базовые профессиональные дисциплины, без которых двигаться вперед будет не просто тяжело, но практически невозможно. По словам энтузиастов программ, они взяли на вооружение девиз – «Нам не надо много, достаточно самого лучшего». И хотя западные аналоги Mini-МВА малоизвестны в России, все же прообразы – не по содержанию, но по срокам - можно найти. Кроме того, при отсутствии Государственного стандарта, краткосрочные программы должны строиться на основе стандартов компетентности, актуальных для соответствующего бизнеса.

Классический Аккредитованный МВА подходит:
  • Для ТОП менеджеров ( EMBA) ,
  • Для обучающихся за свой счет (Физических лиц, ориентированных на карьеру)
  • Для обучающихся в Кредит (Физических лиц – Студентов)
Корпоративный МВА подходит:
  • Крупным Компаниям с размером Управленческого кадрового резерва не менее 100 человек,
  • Для программ Стратегического развития Управленческой Культуры,
  • Для создания фундамента инвестиционной и инновационной политик и стратегий Компаний.

Дорогие и эксклюзивные западные программы ( Executive MBA ) ориентированы на совсем другую категорию слушателей, нежели Mini-МВА в России, целевая аудитория которой - менеджеры среднего звена и владельцы малого и среднего бизнеса. Задача российских программ, прежде всего, - систематизировать знания, ликвидировать пробелы и сделать это все в максимально сжатые сроки, без ущерба для бизнеса. Безусловно, такие программы рассчитаны на подготовленных специалистов, имеющих практический опыт профессиональной деятельности. Методика обучения проста: минимум теории, максимум case studies . Акцент на практическое обучение требует хорошего технического оснащения, позволяющего интенсивно работать с материалом в режиме реального времени. Также предполагается широкое применение компьютерных симуляций, информационных систем, специального программного обеспечения. Рассмотрим три наиболее известные в Москве программы, позиционирующие себя как мини-МВА :

АНХ и Школа бизнес-стратегий предлагает программу «Стратегическое и тактическое лидерство». Она рассчитана на менеджеров среднего и высшего уровней, цель которых - научиться быть лидерами и управлять более эффективно. Другая часть целевой аудитории этой программы - предприниматели, которые создали и успешно реализуют бизнес, но нуждаются в модернизации профессиональных знаний, управленческих и лидерских навыков. Программа новая, информации по ней сравнительно мало.

Программа Мini - MBA Русской школы управления имеет две специализации — менеджмент и маркетинг, и, по мнению авторов курсов, позволяет глубже проработать выбранную тему. Эти направления предназначены для прохождения каждым слушателем. Например, те, кто идет на General Management, пройдут базовый курс по маркетингу, и наоборот. Есть возможность перехода из группы с одной специализацией в другую или прослушать программу полностью за дополнительную оплату.

Другой пример - Мini - MBA в Международной академии бизнеса. Это модульные и краткосрочные программы профессиональной переподготовки по направлениям: управление маркетингом, управление персоналом, управление финансами, управление операциями. Они включают в себя курсы повышения квалификации, что позволяет слушателям поэтапно и без отрыва от работы проходить свое обучение. Все программы и курсы лицензированы, соответственно, выпускники получают профессиональные документы: свидетельства о повышении квалификации и дипломы о профпереподготовке. Некоторые курсы сопровождаются выдачей европейских (британских) профессиональных документов, что подтверждает соответствие компетентности выпускников международным стандартам. Академия имеет многолетний успешный опыт работы с корпоративными клиентами в Москве и регионах. Программа и курсы имеют корпоративную аккредитацию в ОАО «РАО «ЕЭС России», а также общественно-профессиональную аттестацию в Открытом образовательном консорциуме ЛИНК.

Гибкость использования модулей МИНИ-МВА:
  • Возможность использования для системного обучения руководителей как крупных, так и небольших Компаний
  • Возможность использования в качестве начальной ступени Классического МВА
  • Возможность использования в качестве Источника материала (конструктора) для создания Корпоративного МВА.

Вопрос о том, являются ли такие программы насущным требованием рынка или же это, напротив, профанация идеи бизнес-образования не оставляет равнодушным никого из профессионального сообщества. Что ж, в который раз встает вопрос о качестве образования . Ведь ставка делается именно на высокий темп и плотную подачу материала под руководством опытного преподавателя . Практика в точности до последнего слова этого тезиса, - лишь тогда появление программы mini-МВА оправдано. И цель может быть достигнута только при одном условии: взаимосвязь всех элементов программы и огромный объем самостоятельной практической работы слушателей. Последнее условие едва ли не самое определяющее. Стоит ли «ломать копья», определяя место mini-МВА на рынке? Как-то в одной из бесед на эту тему прозвучало: «Почему вы решили, что надо что-то делать, менять, бороться? Не надо! Рынок все ставит на свои места! Выживет сильный, а выиграют все». В данном случае, рынок созрел и пытается сформулировать свои требования к профессиональному уровню специалистов и параметрах их подготовки. Некоторые бизнес-школы приняли эту тенденцию и работают над созданием адекватных профессиональных программ и форм их подачи. Мы находимся в точке перелома. Есть смысл делать первые шаги вместе.

  © 2014 Международная академия бизнеса – курсы для менеджеров и руководителей
Rambler's Top100