БИЗНЕС-ШКОЛА
      МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
      Программы MINI-MBA. Профессиональная сертификация.
Москва, м.Проспект Мира, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1.
8 (495) 925-88-54
Эффективный
менеджмент
Управление
персоналом
Маркетинговое
управление
Управление
финансами
Управление
операциями

Лицензия на образовательную деятельность



Бизнес-школа для «среднего класса»

Business Education Reviwer
журнал (март 2007г)

В условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг, компании уделяют все больше внимания качеству работы и квалификации персонала. В начале 90-х на помощь российским менеджерам пришли программы MBA , получившие столь широкое распространение в последнее десятилетие. Не секрет, что, как правило, MBA программы ориентируются на топ-менеджеров, имеющих определенную теоретическую подготовку и весомый практический опыт. Однако основным двигателем компании зачастую являются менеджеры среднего звена. О профессиональная переподготовке данной категории менеджеров рассказывают ректор Международной академии бизнеса Алексей Кирьянов и руководитель проекта «Мини- MBA » Александр Федоров.

- Как Международная академия бизнеса пришла к созданию программы « Mini MBA » исходя из ситуации на российском рынке услуг бизнес-образования?

Международная академия бизнеса работает на рынке бизнес-образования вот уже 11 лет и имеет ряд направлений, среди которых основное место занимают услуги по обучению студентов бизнес-дисциплинам. Мы сотрудничаем с рядом российских вузов и зарубежных бизнес-школ. Следовательно, в большей степени сотрудники академии опирались на чужой опыт и использовали уже готовые продукты. Однако впоследствии Международная академия бизнеса пришла к необходимости создания своего собственного продукта, ориентированного на менеджеров среднего звена, что было обусловлено ситуацией на рынке бизнес-образования, где в настоящий момент существуют три основных сегмента. Первый - сегмент начинающих руководителей. Как правило, он закрывается небольшими краткосрочными курсами внутри компании или за ее пределами. Следующий крупный сегмент объединяет опытных, весьма амбициозных и занимающих высокую должность менеджеров, для которых разработан ряд российских и зарубежных MBA -программ. Третий сегмент – промежуточный между линейными начинающими руководителями и топ-менеджерами. Он носит название – middle management . По нашим оценкам, данная часть рынка заполнена услугами по бизнес-образованию на 10-15%. Безусловно, в ряде компаний есть свои собственные тренинговые центры, но они, как правило, работают фрагментарно. Мы же говорим о системе массовой переподготовки руководителей среднего звена, ведь разовые мероприятия не могут дать долгосрочного надежного эффекта.

- Почему Вы делаете упор именно на сегмент middle management?

Middle management является наиболее важным элементом системы менеджмента любой компании, но он, как правило, остается без внимания. Начинающие менеджеры обучаются инструментам работы в процессе своей деятельности. Хочешь- не хочешь, ты должен влиться в корпоративную культуру и прийти к пониманию структуры компании. Топы имеют представление о том, чему и как нужно учиться, а также финансовые возможности для повышения уровня своей квалификации. Специфика же российского рынка такого, что опытные и грамотные руководители среднего звена не имеют специального образования. При этом они несут ответственность перед топ-менеджерами за нижестоящих. Они реализуют стратегию компании и отслеживают ее тактику. Они безрезультатно стремятся «наверх» и выполняют несвойственные им обязанности. Другими словами, руководители среднего звена имеют повышенную ответственность при отсутствии должных прав, например, с точки зрения ресурсов. Кроме того, данная программа призвана решить одну из главных проблем – отсутствие подготовки резерва. Находясь на должности менеджера среднего звена сложно понять, как разрабатывается и реализуется стратегия компании. Фрагментарных знаний зачастую бывает недостаточно, а программы MBA не всегда могут помочь, так как ориентированы, в большей степени, на уровень топов. У нас же руководители среднего звена имеют возможность разрабатывать отдельные мини-проекты и таким образом получать представление о целостной стратегии компании.

- В чем заключается основной смысл данной программы?

Мы пришли к необходимости разработать программу « Mini MBA » около 8 лет назад. У большинства компаний на тот момент отсутствовало понимание ситуации. Внутренние бизнес-школы и корпоративные учебные центры могли позволить себе лишь крупные компании, в то время как средние и мелкие организации даже не думали об этом, они выживали. В процессе работы мы на собственном опыте сталкивались с трудностями в понимании необходимости наличия корпоративного тренинг-центра. Смысл нашей деятельности сегодня в создании системы, позволяющей совместно со специалистами и руководителями конкретных компаний разрабатывать долгосрочные программы подготовки их собственного персонала. Такая программа должна включать в себя совместную разработку технических заданий, совместную оценку персонала с точки зрения повышения его компетентности, и главное- профессионализма, возможное создание схем по карьерному росту сотрудников и т.д. Другими словами, мы стремимся стать партнерами компаний в области подготовки персонала сегмента middle management .

- Чем отличается программа « Mini MBA » от MBA ?

Стоит сказать, что при разработке программы мы не стали изобретать велосипед и взяли за основу программу MBA лучшего образца – Гарвардской школы бизнеса. Но основа заключается лишь в принципах построения системы, качественных характеристиках и базовых дисциплинах, которые необходимы любому менеджеру. При этом мы отказались от чрезмерного количества лекций, на которое у руководителя среднего звена зачастую не хватает временных и финансовых возможностей. Представитель сегмента middle management – это, прежде всего, практикующий организатор, которому порой очень сложно надолго отстраниться от работы. Другими словами, мы отказались от всего, что может быть изучено самостоятельно или обладает какой-либо специфичностью. Таким образом, программа « Mini MBA » строится на базовых дисциплинах, скомпонованных особым образом.

В результате чего мы имеем 4 направления:
  • Управление персоналом ;
  • Маркетинговое управление ;
  • Управление финансами ;
  • Управление операциями .

Данная система обучения в совокупности с модульностью очень удобна. Любой частный клиент или корпоративный заказчик может пройти программу целиком и получить диплом государственного и международного образца или отдельные модули разных программ. По окончанию каждого курса выдаются соответствующие сертификаты о повышении квалификации.

- Так и родилась схема данной программы?

Да, но помимо вертикальной градации существует горизонтальная. С точки зрения горизонтальной градации выделяются 4 уровня. Первый уровень – это, своего рода, систематизация уже имеющихся знаний. Он исключает восклицания типа «Ах вот оказывается, чем мы занимаемся!». Второй уровень – организационный и охватывает вопросы по построению отдельных функциональных систем: управление персоналом, управление маркетингом, управление финансами, управление проектами в области производства. Третий уровень учит адаптации построенных систем под изменяющиеся условия, его основу составляют такие дисциплины, как брендинг и пиар. И, наконец, четвертый уровень – стратегический. На сегодняшний день реализовано около 70% программы, но к концу года проект будет запущен целиком.

- Каковы основные процессы обучения по программе « Mini MBA »?

Мы старались максимально адаптировать программу под потребности российского бизнеса сегодня. Поскольку бизнес не может долго существовать без активного участия руководителей, один учебный модуль « Mini MBA » длится 2 месяца. Таким образом, студенты имеют возможность делать перерывы и комбинировать модули в зависимости от деятельности своей компании. Для усовершенствования практической направленности программы, во время обучения мы применяем тренинговые технологии. Понятно, что 7 очных встреч вряд ли помогут развить отдельные навыки руководителя, поэтому сотрудниками Международной академии бизнеса был создан тренинговый центр, как отдельная единица. Соответственно, каждое направление сопровождается набором специальных тренингов . Более того, в качестве обязательного элемента при получении диплома, помимо курса необходимо пройти один из предложенных тренингов. Разумеется, с консультацией преподавателя. Таким образом, у студента есть возможность не только получить системное представление о той или иной области деятельности, но и развить свои слабые стороны. Есть и еще одна особенность программы « Mini MBA » , а именно – курс «Стратегическое управление», который является итоговым для каждого курса. В эту «финальную» группу попадают представители всех направлений, одновременно встречаются и производственники, и финансисты, и маркетологи, и hr -менеджеры. В такой совокупности студенты учатся взаимодействовать друг с другом, понимать ценность каждого из элементов, значимость целостной стратегии и т.д. В результате, получая диплом о профессиональной переподготовке выпускник с одной стороны имеет специализацию, а с другой – общее представление о том, как он должен работать в команде.

- Какие технологии Вы применяете во время обучения студентов, делается ли упор на практическую составляющую, играет ли роль Case study ?

Изначально каждый слушатель получает методические пособия, разработанные нашими авторскими коллективами и рабочую тетрадь. Студенты имеют возможность общаться с преподавателем по электронной почте и встречаться очно, 1-2 раза в неделю. На итоговой восьмой официальной встрече проходит тестирование (для «открытой группы», состоящей из частных лиц) или коллективная защита проекта (для корпоративной группы). Помимо прочего, студенты совершенствуют как устную коммуникацию (ведение переговоров, презентацию), так и письменную. Слушателям предлагается выполнить две письменных работы по исследованию своей собственной деятельности с выявлением основных проблем и предложением путей их решения. За все работы они получают оценки, а если речь идет о корпоративной группе, то в качестве рецензента мы привлекаем заказчика – руководителя, который как никто лучше знает специфику работы своей компании.

Case study не является основным инструментом программы, так как основа нашей программы – исследование собственной практики. Зачастую кейсовая система не может быть применима к каким-то конкретным ситуациям. Для нас гораздо важнее- тренинговая процедура и консультации преподавателей, как групповые, так и индивидуальные. Конечно, в процессе обучения проходит обмен опытом между студентами. На первом занятии слушатели знакомятся друг с другом и обмениваются контактами. Все они – представители разных культур. В стенах Международной академии бизнеса встречаются компании-конкуренты, заказчики и потребители, здесь отрабатываются партнерские навыки и приобретаются долгосрочные контакты. Кроме того, недавно начал работать Клуб выпускников.

- Насколько высоки требования к преподавательскому составу?

Требования к преподавателям очень высоки. Слушатель зачастую выбирает курс именно исходя из симпатии к преподавателю, поэтому мы устраиваем бесплатные мастер-классы для потенциальных студентов, где каждый может познакомиться с преподавателем лично, задать интересующие вопросы, влиться на время в процесс обучения. Прежде всего, преподаватель помимо образования и степеней должен иметь постоянную практику. Во-вторых, желательно участие преподавателя хотя бы в одном консалтинговом проекте внутри компании или за ее пределами. В-третьих, необходимы элементарные навыки общения с аудиторией. Основная задача любого преподавателя, как консультанта, не столько дать правильный ответ, сколько помочь правильно сформулировать вопрос. Большинство менеджеров среднего звена не задаются вопросами концептуального характера из-за нехватки времени. Здесь же они имеют возможность задуматься над продуктивностью и смыслом собственной деятельности, о своем месте в компании.

- Однако «повзрослевший» персонал может вызвать определенные трудности для заказчика?

Да, как правило, после обучение сознание человека меняется. Если мы говорим о корпоративном обучении, то руководитель должен быть готов к любым последствиям. Мы сразу предупреждаем заказчика о том, что помимо более подготовленного персонала, он получит и ряд проблем определенного характера. Во-первых, у большинства слушателей повышается самооценка. Во-вторых, они лучше видят особенности среды, в которой работают: ее достоинства и недостатки. В-третьих, возникают амбиции, люди задумываются о расширении своих полномочий, повышении статуса, зарплаты и т.д. В-четвертых, персонал становится более свободным и самостоятельным. Поэтому, выбирая корпоративную программу « Mini MBA » заказчик должен убедиться в своей готовности принять совершенно «другой» персонал. Последствия обучения не так безобидны, как может показаться на первый взгляд.

- Насколько программа « Mini MBA » соответствует ситуации на российском рынке?

Мы пересматриваем курсы с точки зрения их соответствия требованиям рынка каждый год. К тому же сотрудники Международной академии бизнеса и разработчики программы « Mini MBA » являются практиками, поэтому любые изменения всегда находят отражения в программе. Конечно, периодически появляются новые области и направления, но основные принципы взаимодействия между людьми, например, не меняются тысячелетиями. Однако если мы говорим о каких-то переменах, то модульность “ Mini MBA ” позволяет отдельно пересматривать фрагменты курса, а не всю программу целиком. Кроме того, в процессе общения с заказчиком выявляются основные потребности руководства. Таким образом, мы взаимообогащемся и всегда знаем, что нужно бизнесу.

  © 2014 Международная академия бизнеса – курсы для менеджеров и руководителей
Rambler's Top100